google+
однокласники
facebook
twitter vk
Эконом Сад экономить
просто
Tel. +7 (921) 655 4 355
лунный календарь садовода и огородника
заказать обратный звонок
Заказатьобратныйзвонок
Грунт Щебень Песок Рулонный Газон
Грунт Щебень Песок Рулонный Газон +79219405189
Посадочный материал Удобрения
Посадочный материал Удобрения +79633204442
аренда прокат техники
АРЕНДА ТЕХНИКИ +79633204442
Главная  »  Услуги и цены  »  Статьи   

Японский сад

23 октября 2014
Японский сад отличается от любого стиля европейских садов. Отличается не столько внешне, сколько заключенным в нем философским содержанием. В европейских садах природа подчинена воле человека именно он в них хозяин и создатель. Японский сад подчёркивает красоту самой природы, увиденную художником, разумность и одухотворённость. При этом даже самый не мудрёный сад камней воспринимается не искусственно созданной схемой, а скорее хорошо сформулированной сутью природы и ее взаимосвязей. Камень и несколько веток бамбука – это уже композиция, уже сад.
Небольшая площадка, отсыпанная галькой, по которой расставлены группы камней… Японские сады, при всей своей лаконичности очень многообразны. Пропорции, соотношение объёмов, размещение в пространстве друг относительно друга, вот что создаёт пластичность, выразительность композиции. Вместо гальки может быть песок, а скульптурный объём может создаваться кустарниками и не большими деревьями особо подобранными по форме и цвету листвы.

японский сад озеленение ландшафтный дизайн в СПб Lenobl-Art


Японский сад – сложное для восприятия произведение садово-паркового искусства, которое, как и любой другой аспект необычной культуры Страны восходящего солнца, невозможно понять, не углубившись в ее историю, традиции и религиозные верования. Нужно учитывать и тот факт, что к природе японцы относятся не так, как европейцы: они считают, что ее нельзя постичь логически, а только интуитивно. Сады отличаются дизайном и назначением. По характеру рельефа их делят на холмистые и плоские, а в зависимости от доминирующего элемента оформления на сады мхов, воды, камней, папоротников. Сады устраивали при дворцах, храмах, частных домах. Дворцовый сад занимал большую площадь, которую пересекало множество дорожек для прогулок. Здесь были декоративные элементы и небольшие павильоны, из которых открывались прекрасные виды. В отличие от дворцовых, сады при храмах служили для созерцания и медитации. Домашние сады, как правило небольшого размера (от 3 – 4 м2 до нескольких десятков соток), в основной массе представляли миниатюрные копии ландшафтов.
Первым руководством, дающим ключ к расшифровке этических и эстетических канонов садового искусства, была “Тайная книга садов” (Сакутэй-ки, XII век). В XV веке ее дополнили “Планы ландшафтов и загородных домов”, сопровожденные чертежами и комментариями в прозе и стихах.

Тайная книга садов озеленение ландшафтный дизайн в СПб Lenobl-Art

Искусство японских садов издавна связано как с буддизмом, так и с культом синто (от синтоизм – древняя религия Японии), который обожествляет деревья, камни, воды рек и озер, где обитают ками – невидимые духи природы. Основное влияние на формирование сада оказали монахи, исповедующие дзэнбуддизм. Сады, проникнутые философией дзэн, стали чудесным претворением в жизнь столь характерного для японцев стремления к идеалу прекрасного. Для постижения мира, смысла жизни очень важно созерцание природы и отдельных предметов, эстетическое восприятие и глубокое чувственное переживание, чтобы среди кажущегося постоянства вещей уловить их сиюминутность. Несмотря на то, что при создании садов руководствовались в первую очередь эстетическими принципами, все его элементы, как это свойственно Востоку, несли свою символическую нагрузку. Поэтому зрительные образы, предстающие перед глазами зрителя, только часть информации, которую несет в себе каждая композиция сада. Чтобы представить образ, который имел в виду мастер (садовник), нужно знать толкование символов.

дзэн озеленение ландшафтный дизайн в СПб Lenobl-Art


Самый старый тип сада – “сад мхов” (Кокэдэра), или плоский сад, спланированный в XIV веке. В нем было озеро и возвышающиеся над его гладью островки, символизирующие рай Будды. Лужайки, составленные изо мхов разных сортов и оттенков зеленого цвета, создавали иллюзию покоя, так необходимого для уединенного размышления. В отличие от Кокэдэра, сад Тэнрюдзи состоял только из камней и зарослей кустарников, которые были подобраны и расположены таким образом, чтобы в любое время года можно было любоваться их цветением. Немало садов в Японии построено на основе сюжетов из древних поэм: “Семь растений весны”, “Семь цветов осени” и др. Самые необычные сады, не имеющие аналогов в садовом искусстве других стран, – сухие ландшафты, состоящие из гальки, песка и камней. Именно в них наиболее полно представлено учение дзэн-буддизма. Сад камней не фрагмент природы, а ее символ, место умиротворенного созерцания. Учение дзэн в отличие от школ традиционного буддизма – путь, ведущий посредством медитации, созерцания мельчайших деталей повседневности к озарению. Для его постижения можно включить в произведение (будь то живопись или ландшафт) незавершенный фрагмент или пустоту, чтобы зритель воспринял и дополнил его фору и композицию, постиг его символику и интуитивно завершил замысел автора.

сад мхов озеленение ландшафтный дизайн в СПб Lenobl-Art


Сад камней не фрагмент природы, а её символ, место созерцания. Основные его элементы – камни разной величины и формы, а также гравий. Самые знаменитые “сухие сады” находятся в Киото за оградой монастырей Реандзи, Дайтокудзи, Нансэндзи, Дайсэнин, Регэнин. Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно только пройдя через храм, а созерцать – только сидя на веранде храма. Обычно такой сад представляет собой площадку, засыпанную белым гравием, “расчесанным” граблями на тонкие бороздки, которые можно ассоциировать с рябью воды (вода – важный компонент сада, она символически изображается на гравии параллельными волнистыми линиями или в виде концентрических кругов, наподобие тех, которые образуются на ее поверхности ступавшего камня). Каждый день монахи разглаживают граблями поверхность, чтобы никакой след – даже от дуновения ветра – не нарушил правильность линий. В саду Реандзи (XVI век) на площадке из гравия расположены 15 камней разной формы и высоты. Они образуют пять групп, каждая из которых обрамлена зеленым мхом.

сад камней озеленение ландшафтный дизайн в СПб Lenobl-Art


Главная загадка заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней. Задача посетителя – наблюдая застывшую картину, заставить свое сознание создать реальный зрительный образ, увидеть и медленно погружающийся в воду камень, и плавно расходящиеся концентрические круги, заставить работать воображение, чтобы понять через созерцание и медитацию истину, ведь мир таков, каким мы его представляем. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое.

сухие сады озеленение ландшафтный дизайн в СПб Lenobl-Art


На краю японской усадьбы в маленьком саду строился чайный павильон, специально оборудованный для уединения и созерцания. Планировка сада полностью подчинялась этикету чайной церемонии. Во внешней части имелась скамья с навесом место для ожидания церемонии. Внутренний сад окружал чайный павильон. В композиции чайных садов обязательно присутствуют несколько бесформенных камней вдоль тропинки из разноцветной гальки, ростки бамбука, каменный фонарь, родник и при нем бамбуковая ложка с длинной ручкой для омовения перед чайной церемонией. Растительность в саду неброская, потому как ничто не должно отвлекать от ритуала чаепития. Породы деревьев подбирают так, чтобы их темная листва вызывала ощущение гармонии, чистоты, тишины и естественности.

сад для чайной церемонии озеленение ландшафтный дизайн в СПб Lenobl-Art


Японские сады – воплощение великого в малом. Их знаковые системы аналогичны идеограммам иероглифического письма, а значения элементов и их сочетаний зафиксированы в руководствах по садовому искусству. В основе схемы символического ландшафта лежит сочетание знаков горы и воды. Так, например, пруд символизирует океан, а камень – гору. В то же время не имеет особого значения используемый материал: поверхность песка или гравия может обозначать воду, группа камней – водопад или конкретный живой образ – переправу тигра с тигрятами через бурный поток. Сопоставление горы и воды воплощает учение о противоположных началах инь и ян, чередование и взаимопроникновение которых – основа всего сущего (светлое мужское начало обозначается горой или камнем, темное женское – водой). Для японского сада не особенно важен вид используемого растения, главное – заключенная в нем символика, образ, рожденный формой, запахом, цветом, историческими событиями, связанными с ним традициями. Одно из любимых растений – сосна – символ долголетия, вечности и постоянства, а из известных – сакура, олицетворяющая стойкость и чистоту, поскольку ее цветки никогда не вянут на дереве и облетают свежими. Бамбук символизирует благородство, мужественность и стойкость, поэтому во многих садах высажены бамбуковые рощи. Лотос означает чистоту, не подверженную воздействию негативных проявлений реального мира. Он тесно связан с образом Будды, которого часто изображают сидящим в цветке лотоса.

Символизм сада озеленение ландшафтный дизайн в СПб Lenobl-Art


Включение природы в жилище – давняя японская традиция. Сад разбивается для того, чтобы им любоваться, сидя на примыкающих к дому галереях, которые выполняют одну из главных задач – обеспечивают пространственный переход от интерьера к окружающей среде. Единство природы и дома, размеры помещений которого варьируются с помощью раздвижных перегородок, позволяет жить в условиях естественного освещения и климата. Здесь нет и намека на противопоставление постройки и окружения – интерьеры растворяются в ландшафте, их структура создается с учетом перспектив, направленных вовне, связывается с приметными особенностями пейзажа. Дом и сад тематически и композиционно всегда стараются увязать друг с другом. Используемые для оформления сада элементы зрительно и логически связывают как с домом, так и друг с другом и тщательно подбирают в соответствии с чередой впечатлений и мыслей, которые должны пробуждать медитативное созерцание сада.

Слияние дома и природы озеленение ландшафтный дизайн в СПб Lenobl-Art


По сей день каждый японец, имеющий у себя во дворе клочок земли, непременно устроит в нем садик с миниатюрным водоемом, в котором будут плавать разноцветные карпы, особо почитаемые и символизирующие мужество. Ограниченность территории привела к культивированию небольших, искусственно созданных садов, планировка и оформление которых воспроизводили многообразие видов и форм природы. Для их создания использовали местные природные условия, а также искусственно созданные насыпные холмики, извилистые тропинки, пруды, речки с каскадами и крутыми мостиками, перекинутыми через пороги, беседки, специально высаженные живописные группы деревьев, лужайки с декоративными павильонами. Площадки и дорожки оформляли, вводя мелкие детали: камни, карликовые деревья, кустарники, мох, цветы.

малый сад озеленение ландшафтный дизайн в СПб Lenobl-Art







Главная  »  Услуги и цены  »  Статьи   
Поделиться в соцсетях
Copyright © 2013-2016 Студия Ландшафтного Дизайна Lenobl-Art® Тел.: +7 (921) 6554355 E-mail: Lenobl-Art@yandex.ru Разработка и поддержка сайта WeDeSt_Ro&Ma®